Контакты

Тел. +7(921)577-07-79

E-mail agk5151@mail.ru

История каминов с точки зрения стиля. От средневековья до современности

История каминов, прообразом которых являются первобытные очаги уходит в глубокую древность. На протяжении столетий в конструировании и оформлении каминов отражались художественные вкусы и потребности людей. Камин, как предмет прикладного искусства, отражал в себе стилевые направления, господствовавшие в ту или иную эпоху. В данной статье будут рассмотрены основные стилевые направления, в истории каминов начиная со средневековья, до XX-го столетия.

Стиль определяется совокупностью черт характерных для искусства народов или эпох. Это определенный способ создания форм в архитектуре, прикладном искусстве. Эти формы претерпевали значительные изменения на протяжении Европейской истории от средневековья до современности.

Романский стиль был господствующим в средневековой Европе с VI по XII века. Это стиль, восходящий к античности, стиль спокойного бесстрастного величия. В романском стиле доминирует архитектура. Для него типичны сводчатые перекрытия, спокойные формы, барельефы как бы вырастающие из стены. Соответствующий религиозным представлениям эпохи, в которую он возник, романский стиль чужд роскоши и всевозможным излишествам.

Готический стиль возник на северо-востоке Франции в XII веке. Это по преимуществу архитектурный стиль. В зданиях, интерьере, выполненных в готическом стиле, присутствует момент религиозной экзальтации, устремленности ввысь. Здесь нет той мощи и устойчивости, свойственных стилю романскому. Готический стиль является выражением символико-аллегорического типа мышления. Основное место в готическом искусстве занимал собор. Для готического стиля характерны стрельчатые своды, высокие, часто от пола до потолка окна.

Фото1. Камин выполненный в готическом стиле.

Эстетические представления свойственные этому стилю отразились и в конструкции каминов. Камин в готическом стиле вытянут вверх, при этом нарушаются пропорции, высота портала оказывается значительно больше его ширины.

Возрождение. Впервые в истории Европы внимание камину как произведению искусства стало уделяться в эпоху Возрождения. Камин в это время стал рассматриваться не только как средство отопления, но и как элемент интерьера помещения, его украшение. В это время был значительно увеличен размер дымосборника каминов, и его площадь вдоль стены. Для отделки каминов стали применяться гранит, мрамор. Камин стали украшать с использованием мозаики. Появились резные украшения.

Фото2. Камин в стиле барокко.

Барокко. Стиль барокко оформляется в конце ХVI столетия, как результат закономерного развития ренессанса. Само слово барокко происходит от итальянского barocco, что означает раковину вычурной формы. Применительно к истории Франции, барокко открывает череду «королевских стилей», связанных с именами королей. Во Франции барокко связано с именем Людовика XIV. Основной отличительной особенностью барокко является господство кривых линий придающих формам особую динамичность, ритм. Это пластичные изогнутые формы, витые колонны, богато украшенные карнизы и рамки. Для барочного искусства в целом характерна пышность форм и стремление к излишеству во всем.

Рококо. Рококо, как и барокко, является дворцовым стилем. Во Франции это стиль Людовика ХV. В это время вырабатывается представление об интерьере как целостном ансамбле. Как и для барокко, для рококо характерны пышность форм, манерность, но этот стиль более изящен, менее тяжеловесен, чем барокко.

фото3. Камин в стиле рококо.

Стиль рококо касается в основном орнаментального оформления элементов интерьера. Типичным для этого стиля является отсутствие правильно очерченных линий и симметрии. Центральным местом в интерьере является богато украшенный, покрытый мраморной полкой камин. В декоративном оформлении камина преобладают причудливые завитки, раковины.

Классицизм - это стиль, основанный на подражании античности. Во Франции это последний стиль в череде « королевских стилей», стиль Людовика XVI. Классицизм возникает в XVIII столетии как реакция на чрезмерную манерность, вычурность свойственную барокко и, в особенности, рококо.

Фото4. Камин классического типа.

Классицизм возник первоначально в архитектуре и, позднее, проник в прикладное искусство. Нашел он свое отражение и в создании каминов радикально отличающихся по своим формам от каминов стилей барокко и рококо. Для каминов классического стиля характерны прямые линии, простота и четкость форм, симметрия. Декоративные украшения сводятся к необходимому минимуму.

 

 

 

 

 

Ампир, имперский стиль – возникает в Наполеоновской Франции в 1803-1813 годах. Здесь наблюдается господство монументальных, статичных форм.В оформлении интерьеров, во всех предметах искусства, выполненных в стиле ампир, присутствует упорядоченность, строгая симметрия и уравновешенность частей.

Фото 5. Камин в стиле ампир.

Как и классицизм, ампир многое заимствует из античности. Камины в стиле ампир обрамляются колоннами, пилястрами, скульптурными элементами, такими как античные кариатиды, грифоны, сфинксы. В орнаментальном оформлении присутствуют растительные орнаменты, меандры, венки. Эти сюжеты сохраняются в оформлении каминов на протяжении всего XIX столетия.

 

 

 

Кольчевский Андрей

Печник Санкт-Петербурга и области

Контакты

тел:8(921)577-07-79

E-mail:agk5151@mail.ru

Яндекс.Метрика
Top.Mail.Ru